На канале Некрасовской библиотеки начали выкладывать цикл лекций по демоническому фольклору. Приятное продолжение после циклов по Ужасу, Хоррору и образам Страха.
Рекомендую. Люди любят страшное: пугают друг друга в детстве перед сном, пересказывают страшные слухи и, в конце концов, смотрят фильмы ужасов. Почему так происходит?
Первая лекция в рамках лектория «Черт знает что: демоны в мировой культуре» посвящена понятию страха в традиционной культуре и традиционным деревенским страшным историям. В фольклористике они называются «былички» и связаны как с мифологическими персонажами, так и с запретами на какие-либо дела в определенное время. Откуда берутся традиционные образы домового, лешего, банника? Почему покойники приходят к горюющим женам?
Летающие змеи, воскресшие колдуны, наказанные коммунисты, которые жгли иконы в своей бане, — о происхождении этих и других историй расскажет Никита Петров, кандидат филологических наук, заведующий Лабораторией теоретической фольклористики ШАГИ РАНХиГС, старший научный сотрудник Центра исследования фольклора и антропологии города МВШСЭН (Шанинка), доцент Центра типологии и семиотики РГГУ, модератор научного интернет-проекта «Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика».